Руководство по High End аудио Совершенствуем мастерство слушателя
При подобном подходе оценка аудио компонента приобретает скорее эстетический, нежели технический характер. Хорошие технические параметры аппаратуры, несомненно, скажутся на качестве воспроизведения музыки, но не дадут ответа на вопрос: насколько хорошо она передает музыкальную информацию. Чтобы выяснить это, надо слушать. Занимаясь подготовкой статей для аудио журналов, я прослушал сотни компонентов и измерил их технические характеристики. Мой обширный опыт позволяет утверждать, что вы гораздо больше узнаете о качестве звука в комнате прослушивания, чем в технической лаборатории.
Многие начинающие любители высококачественного воспроизведения звука — и даже некоторые искушенные аудиофилы — ставят под сомнение необходимость прослушивания при оценке аппаратуры. Они верят, что измерения могут сказать им все, что они хотят знать о качестве аудио компонента. И поскольку эти измерения объективны по определению, зачем апеллировать к человеческой субъективности посредством прослушивания?
Ответ кроется в том факте, что общепринятые измерительные методы, используемые сегодня, были созданы десятилетия назад в качестве инструмента проектирования, а не для описания качества звука. Результаты типовых аудио измерений никогда не имели ничего общего с музыкальной реальностью, они всегда были лишь грубым ориентиром при разработке аппаратуры. Так, например, схема усилителя с коэффициентом гармоник в 1% может быть лучше схемы с вдесятеро большим значением того же параметра, но из этого вовсе не следует, что параметр гармонических искажений является способом описания качества звука усилителя.
Еще одна проблема заключается в том, что лабораторные измерения — это попытка количественно охарактеризовать множество двухмерных явлений: какое количество нелинейных искажений вносит аудио компонент, каков его частотный диапазон, уровень шума и другие факторы. Но музыкальное прослушивание — трехмерно, и представляет собой опыт, гораздо более сложный, чем любой набор цифр. Каким образом последовательность математических символов сможет объяснить способность одного усилителя не в пример другому бросать слушателя в дрожь под воздействием музыки, создавать эффект присутствия живого исполнителя в комнате прослушивания?..
Не так давно я читал о попытке описать „чувство" цифрой. В компании, производящей мотоциклы, к прототипам моделей прикрепляли множество сенсоров, а затем помещали в аэродинамическую трубу. Было собрано большое количество данных, а затем их направили в конструкторское бюро для улучшения характеристик мотоциклов. Вложив в проект существенную сумму, компания все же вернулась к проверенной практике испытания машин опытными водителями, которые, пользуясь субъективными терминами, могли описать, как они „чувствуют" мотоцикл.
То же самое можно сказать и об оценке воспроизведения музыки лабораторной аппаратурой. Не имеет значения, сколько собрано технических данных — они не скажут вам, насколько хорош компонент в общении с музыкой. И если потребуется на ближайшие пять лет выбрать в качестве основного источника аудио сигнала один из двух неизвестных мне ранее проигрывателей компакт-дисков, я скорее проведу десять минут в комнате прослушивания, чем потрачу десять часов на общение с приборами в лаборатории. Современные технические измерения, увы, несовершенны, и играют подчиненную роль по отношению к самому мощному из когда-либо созданных тестовых инструментов — человеческому уху.
Пример однотактного лампового усилителя иллюстрирует ограниченность измерений в описании музыкальности аудио компонентов. Все подобные усилители обладают до смешного плохими техническими параметрами. У них большие нелинейные искажения, абсурдно низкая выходная мощность (чаще всего, менее 10 Вт на канал), не с любой акустической системой они способны нормально работать. И тем не менее однотактный ламповый усилитель обладает такой непосредственностью в общении с музыкой, в которую можно поверить, только услышав.
Ричард Хэйзер, один из величайших мыслителей в области звука, создал изумительно простой прибор, на примере которого становится очевидным невозможность полагаться только на измерения при оценке качества звучания аудиоаппаратуры. Этот небольшой ящичек имел входной разъем с одной стороны и выходной с другой. При включении в цепь измерительного тракта прибор вел себя превосходно: не вносил искажений, имел горизонтальную частотную характеристику, шум отсутствовал. И это не удивительно, — как часть измерительной цепи, прибор представлял собой кусок провода, соединявший вход с выходом.
Но при прослушивании музыки сигнал оказался настолько искаженным, что в это просто не верилось. Секрет ящичка Хэйзера прост: когда он обнаруживает чистый синусоидальный сигнал, используемый при звуковых измерениях, реле внутри ящичка замыкается и передает синусоиду со входа на выход. Но при подаче на вход музыкального сигнала сложной формы, реле постоянно срабатывает, размыкаясь и замыкаясь, из-за чего звук на выходе постоянно прерывается. Этот пример блестяще иллюстрирует опасность оценки аудио компонентов исключительно по результатам измерений.
И все же, я должен отметить, что наиболее искушенные разработчики уже создали методы измерений, которые гораздо совершеннее традиционно используемых в аудио индустрии в течение многих десятилетий. Эти методы в некоторых случаях могут надежно предсказать отдельные специфические аспекты воспроизведения, но их создатели все-таки должны признать, что измерения не описывают музыкального опыта в целом и не являются заменой тестирования в комнате прослушивания. Измерения — это инструмент, который помогает разработчику наиболее быстро и надежно достичь желаемых параметров аудио компонента (например, уменьшить жесткость звучания в области высоких частот). К сожалению, создатели новых методов тестирования не спешат делиться своими секретами с коллегами.
Возможно, в будущем — при условии достаточного финансирования исследовательских работ — разработчики научатся надежно предсказывать качество воспроизведения звука, опираясь на лабораторные измерения. А пока этот день не наступил, мы должны слушать, слушать и слушать...
В конце концов нетрудно понять, что звучит хорошо, а что нет; большинство людей смогут объяснить различие между совершенным звуком и откровенно плохим. Но анализ предпочтительности аудио компонента с музыкальной точки зрения, способность подмечать и описывать тончайшие нюансы качества звука — искусство, которому нужно учиться. Критическое прослушивание, как и мастерство в любой другой области, повышается с практикой: чем больше вы слушаете, тем больше совершенствуете свой навык. По мере тренировки слуха вы начинаете замечать все больше тонкостей и нюансов в качестве звука, приобретаете способность понять и объяснить, в чем различие двух вариантов воспроизведения и чем один вариант лучше другого.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2014. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800